В творчестве Ивана Бунина сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов — классицистов, романистов, он в начале двадцатого века создает свою, неповторимую, поэзию. Большое место в творчестве Бунина-поэта занимает пейзажная лирика. Любимое время суток поэта — ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У Бунина много лирических стихотворений, передающих именно ночные впечатления.
Стихотворение «Крещенская ночь» наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи. Природа в его изображении живая, поэт часто использует олицетворения, чтобы подчеркнуть это:
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Стихотворение И.А. Бунина “Крещенская ночь” относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания, и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования. В том, как поэт описывает сугробы (“снежное лоно”), можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства.
Источник: https://litfest.ru/analiz/kreschenskaya-noch.html
|
Действие рассказа «Художество» происходит на речке Быстрянки. Многие чеховские герои смешные, жалкие люди, так и главный герой рассказа — Сережка, невежественный, лентяй, но у него талант, «когда он с суриком или циркулем в руках, то он уже нечто высшее, божий слуга». Он каждый год делает в канун святого праздника Крещения — Иордань, украшенную ледяными скульптурами. Помогал ему делать Иордань церковный сторож, благообразный старик — Матвей. Рассказ заканчивается как душа Сережки «наполняется чувством славы и торжества»: «Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики и давка в погоне за колышками. Сережка прислушивается к этому гулу, видит тысячи устремленных на него глаз, и душа лентяя наполняется чувством славы и торжества»
«Иордань» получается у него такая, что со многих окрестных сёл люди специально приходят на праздник. Мастер продумывает всё до мелочей — от величины специальных колышков до выражения глаз ледяного голубя на верхушке креста. А описание крещенского утра в рассказе! Так и хочется очутиться там и ощутить вместе со всеми волнение перед тем, как снимут покровные рогожи с Серёжкиного ледяного сооружения.
Небольшой, совершенно замечательный рассказ, в котором великое и смешное идут рядом, смех сквозь слёзы, ком в горле и одновременно лёгкость на душе.
|
Что можно почитать о празднике Крещения Господня так, чтобы почувствовать праздничный дух, благодать и Промысл Божий?
...На Руси издавна существует обычай: ходить в храм, набирать крещенской воды, окунаться три раза с головой в ледяную воду проруби. Об этом лучше всех написал Иван Шмелёв в своей книге «Лето Господне».
| |