Главная » Статьи » Психология » Общение |
Ваш пятилетний сын признается, что по вечерам видит страшного монстра в углу комнаты. Дочь-третьеклассница не расстается с любимой игрушкой и носит ее даже в школу. Подросток подолгу сидит, замерев и уставившись в одну точку, и не общается со сверстниками… Что это: особенности нервной системы, характера или симптом серьезного психического нарушения? И когда начать беспокоиться? Многим родителям бывает трудно пойти с этими вопросами к специалисту: если психиатр подтвердит реальность проблемы, придется не только перестраивать жизнь и пересматривать планы на будущее, но и столкнуться с собственными страхами (чаще всего — социального отвержения) или чувством вины… КАК ЗАМЕТИТЬ ПРОБЛЕМУЕсли некоторые явные нарушения, вроде тиков или заикания, трудно игнорировать, то во многих других случаях взрослым спокойнее не придавать значения странностям в поведении ребенка, потому что хочется верить, что все само пройдет и на самом деле он здоров. Однако вовремя найти проблему — значит сделать первый шаг к ее решению, ведь мозг маленького ребенка пластичен, способен учиться и имеет большой адаптивный ресурс Дети с проблемами психического здоровья, как показало недавнее масштабное исследование, подвергаются большему риску социальной изоляции, низкого уровня образования, финансовых трудностей и употребления тяжелых психоактивных веществ, а также они с большей вероятностью будут иметь в дальнейшем плохое самочувствие (физическое и психическое). И наоборот, ранняя диагностика позволит скорректировать многие нарушения развития. Но их не определить на глазок самим, здесь стоит проконсультироваться со специалистом. 1. Учитывайте возраст «Проявления болезни внешне часто неотличимы от индивидуальных особенностей, — замечает детский психиатр Инна Марголина, — все дело в выраженности этих черт, в их влиянии на качество жизни ребенка. Если дошкольник утверждает, что видит монстров и (или) слышит их голоса, можно предположить, что у него богатое воображение, но эти же идеи могут быть и тревожным признаком, особенно если фантазирование теряет произвольность и ребенок видит нечто необычное в самых разных местах и в любое время». Еще пример: у двухлетнего ребенка, который отрывает крылышки у бабочки, врач вряд ли заподозрит социопатию, поскольку в этом возрасте исследовательский интерес может преобладать над чувством жалости. А вот проявления жестокости у школьника, особенно когда он бьет младших или причиняет боль исподтишка, с выражением удовольствия, может говорить о садистической наклонности, искажении влечения или о детской шизофрении. 2. Обращайтесь за обратной связью«Приглядитесь, насколько ребенок способен переключаться, сбалансированы ли его занятия и увлечения, — подсказывает Инна Марголина. — Не мешают ли ему его особенные качества (скажем, выраженная медлительность, неряшливость, гиперактивность или замкнутость) в повседневной жизни, в учебе, в общении со сверстниками? Успевает ли он за темпом класса в школе? Прислушайтесь к мнению учителя, тренера, внеклассного педагога, сверстников. Обратная связь внешнего мира не всегда объективна, но и полностью игнорировать ее не следует». 3. Выстраивайте доверительные отношения«Ваш контакт с ребенком и интерес к его жизни будет иметь особое значение в подростковом возрасте, — продолжает детский психиатр, — потому что в это время многие дети предпочитают скрывать от взрослых свои проблемы и тогда же начинается большинство психиатрических заболеваний, включая депрессию, шизофрению, биполярное расстройство. Только если у подростка есть опыт близких безопасных отношений, он сможет признаться вам в том, что его беспокоит и кажется стыдным или страшным. Это поможет, если необходимо, вовремя начать лечение, предотвратить или затормозить развитие заболевания». КАК ПРИНЯТЬ БОЛЕЗНЬ РЕБЕНКАЗадержка психического развития, СДВГ, тревожно-депрессивное расстройство… Какой бы диагноз ни поставили ребенку врачи, его индивидуальность этим не определяется — в ней еще много другого, здорового. «У каждого особенного ребенка есть свои достоинства, которые способны компенсировать многие проблемы, — объясняет возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Причем сильные стороны нередко оказываются оборотной стороной нарушений». Мальчик с расстройством аутистического спектра не идет на контакт, зато считает быстрее всех в классе и знает столицы всех стран мира. А девочке с СДВГ трудно усидеть за учебником дома, но она настолько общительная и деятельная, что объединяет весь класс и успевает на несколько разных секций. «Лучшее, что могут сделать родители для своего особенного сына или дочери, — принять его (ее) уникальную природную данность и помочь выстроить собственную траекторию развития, — заключает Галия Нигметжанова. — Когда мы видим ребенка во всей его целостности, мы сосредоточены не на конкретных симптомах, а на стремлении облегчить его страдания, сделать жизнь лучше, счастливее». Обращаясь к здоровому в ребенке, мы не множим его комплексы, а вместе радуемся преодолению трудностей, любому позитивному изменению и новому опыту.
| |
Просмотров: 55 | |
Всего комментариев: 0 | |