Главная » Статьи » Потребителю » Права потребителя |
Закон «О защите прав потребителей», регулирующий вопросы содержания права потребителя на информацию, не дает точного определения категории «потребительская информация», а лишь закрепляет необходимые характерные требования, которым потребительская информация должна соответствовать. Требования к потребительской информации Согласно ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), – на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации. Из содержания данной нормы можно выделить требования, которым должна соответствовать потребительская информация. Таким образом, потребительская информация должна соответствовать требованиям:
Необходимость потребительской информации Так как потребитель не имеет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), то информация, которая передается потребителю, должна содержать соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ или услуг. Только тогда информация будет считаться необходимой. Достоверность потребительской информации Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Следовательно, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают определенные правовые последствия. Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает обязательность заверения достоверности перевода информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах) на русский язык. Продавец по своему усмотрению вправе заверить верность перевода. Доступность и наглядность потребительской информации В отношении признака доступности выделяют два аспекта. Во-первых, доступность обозначает изложение информации на «доступном» для потребителя языке. Пункт 2 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет то, что информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), – на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Во-вторых, стиль изложения и смысл информации должны быть просты, чтобы потребитель мог понять ее суть без дополнительных знаний в соответствующей области. Что касается наглядности, то следует определить ее в возможности визуального восприятия через текст, схемы, таблицы, иллюстрации, которые, в свою очередь, должны также быть доступны для понимания посредством восприятия. Своевременность предоставления потребительской информации Важно помнить, что информация должна доводиться до потребителя в момент заключения договора. Более того, Гражданский кодекс РФ закрепляет подобные положения. Например в п. 2 ст. 495 ГК РФ, в котором говорится, что покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Или в п. 1 ст. 732 ГК РФ, в соответствии с которым подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Соответствующее содержание потребительской информации Здесь необходимо выделить три категории в содержании потребительской информации, а именно информацию:
Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По общему правилу режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, кроме указанных в п. 1 ст. 11 Закона «О защите прав потребителей» государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Обязанность продавца, изготовителя, исполнителя предоставлять информацию о реализуемых товарах, работах или услугах закреплена в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Какие сведения должна содержать информация о товарах (работах, услугах) В информации о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должны содержаться:
Таким образом, следует отметить, что в действующем законодательстве тщательно закреплено право потребителя на информацию исходя из позиции, что данное право является ключевым. На основании полученной информации от своих контрагентов потребитель реализует дальнейшее свое право на самостоятельный выбор товаров, работ или услуг. Способы доведения информации до потребителя Информация может быть доведена до потребителя определенными способами. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и режиме работы продавца (исполнителя) доводится до потребителя согласно ст. 9 и 11 Закона «О защите прав потребителей» посредством соответствующих вывесок. Информация о реализуемых товарах (работах и услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Согласно ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании» продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение такого знака устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном законодательством, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. Следовательно, отдельным способом по законодательству о техническом регулировании можно считать маркировку знаком обращения на рынке. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 или Правилами бытового обслуживания населения в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, а также иными нормативными правовыми актами информация может доводиться до потребителя документами различного содержания и характера. Например, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Правила дистанционного способа продажи товаров предусматривают дополнительные способы доведения информации при такой продаже товаров. В данном случае речь идет об ознакомлении потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Потребителю согласно Закону «О защите прав потребителей» в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре (ст. 10), о порядке и сроках возврата (п. 4 ст. 26.1). Одним из способов доведения информации до потребителя является передача ее через рекламу товаров, работ и услуг. Подробнее: порядок доведения до потребителя информации посредством рекламы. Защита права потребителя на информацию В случае нарушения права потребителя на информацию он имеет право на защиту. Если были нарушены права потребителя в части непредоставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возмещения убытков, а также возвратить товар (выполненную работу) изготовителю (исполнителю, продавцу). Если из-за отсутствия информации (отсутствует инструкция по сборке, нет правил пользования) потребитель не может использовать товар (работу, услугу) по назначению, он вправе потребовать предоставления ему информации в разумно короткий срок. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, то потребитель имеет право возвратить товар продавцу и потребовать возмещение убытков. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостоверной или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, кустарникам и пр.), находящимся в собственности потребителя, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба. Если из-за недостоверной или недостаточно полной информации проявились вышеуказанные последствия позднее, то потребитель вправе обратиться в суд и требовать возмещения убытков. Рассматривая такие споры, суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Источник: https://www.zaconoved.com | |
Просмотров: 1025 | |
Всего комментариев: 0 | |