Главная » Статьи » Искусство » Литература

Пушкин, Достоевский, Эко: случайные шедевры мировых классиков

Федор Михайлович Достоевский очень любил рулетку. Правда, был неудачлив. Проигрывая, закладывал собственное имущество и даже вещи возлюбленной — Анны Сниткиной, например, ее обручальное кольцо. Но, как ни странно, его пагубное пристрастие пошло на пользу русской литературе.

В 1865 году, проигравшись в пух и прах в Висбадене, на выпрошенные у друзей деньги он возвращается в Россию, — рассказывает Кристина Давыдова, филолог, литературовед, исследователь творчества Достоевского. — Заключает крайне невыгодный контракт с издателем Федором Стелловским: десять-двенадцать печатных листов нового романа за месяц. Речь о прибыли не шла, нужно было выплатить долги кредиторам, иначе Стелловский мог бесплатно публиковать произведения Достоевского в течение девяти лет".

Федор Михайлович написал роман "Игрок" о пагубном влиянии азартных игр и неудержимой любви к ним за 26 дней. И получил за это семь тысяч рублей.

Николай Лесков, автор повести "Леди Макбет Мценского уезда", мастерски изображал пороки. И однажды его обвинили в том, что он во всех соотечественниках видит лишь одну мерзость.

"Неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно", — писал он в предисловии своей новой книги.

Лесков был реалистом и решил найти по-христиански праведных людей. И даже дал обет Богу — не успокоиться, пока не отыщет хотя бы нескольких. Так появился его цикл "Праведники", куда вошла знаменитая повесть "Очарованный странник" о превращении простого русского мужика в монаха. И самое известное произведение этого автора — сказ "Левша", который стал символом талантливости русского народа.

"Повести Белкина" Александра Пушкина сегодня воспринимаются как красивые рассказы о любви, превратностях судьбы и удачных совпадениях. Первым их читателем был поэт Евгений Баратынский, и его реакция может показаться странной.

"Написал я прозою пять повестей, — сообщал Александр Сергеевич в письме другу. — От которых Баратынский ржет и бьется".

"Ржал" не только Баратынский — однокурсник Пушкина Кюхельбекер, читая повести, "от доброго сердца смеялся". Но что так веселило современников?

Александр Сергеевич высмеивал романтизм — самое модное на тот момент художественное течение — и его штампы. Взять "Метель" — в ней все атрибуты романтической истории: тайное венчание, запертая церковь, ночь, вьюга. Но дальше сюжет начинает напоминать анекдот — девушка венчается не со своим любимым, а со случайным прохожим, в которого, опять же случайно, влюбляется через много лет. Конец рассказа переполнен нарочитым пафосом. Или повесть "Гробовщик", где старый вдовец пригласил к себе в дом мертвецов — явная насмешка над мистицизмом. И, конечно, "Барышня-крестьянка", главный герой которой не может узнать в крестьянской девушке свою невесту-аристократку.

https://ria.ru/20221017/klassika-1824114654.html

Категория: Литература | Добавил: Заведующая (20.10.2022)
Просмотров: 101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]