Главная » Статьи » Искусство » Изобразительное искусство

Новые женщины: в Музее Москвы открылась главная выставка года

"Выставка делает шаг для понимания того переворота, который произошел с женщиной и ее социальной ролью после Октябрьской революции. Эту трансформацию, личные истории москвичек мы и постарались показать", — говорит директор музея Анна Трапкова.

 

Более двух тысяч экспонатов: живопись, плакаты, монументальные, лоскутные и вышитые панно, скульптуры из более 25 российских музеев и частных коллекций. В том числе — работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова.

Выставочные залы стилизованы под городские пространства — улицы, площади, проспекты. На экранах — документальная хроника рабочих будней 1920—1930-х.

В Москве активно возрождалась текстильная промышленность и формировалась швейная. В этих важных для экономики отраслях трудились москвички. В честь текстильщиц назвали главный советских женский журнал "Работница". По обложкам интересно проследить, на каких героинь равнялась страна.

Из каждого зала есть вход в небольшие комнаты — "квартиры" (на стенах даже указан точный исторический адрес) известных художниц, которые придумывали росписи по ткани и модели одежды. Это Вера Мухина (не все знают, что автор знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница" создавала дизайн шляпок и костюмов), Людмила Маяковская, сестра поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной Мануфактуры, Маргарита Иноземцева — ученица Юона и Коровина, Валентина Ходасевич, работавшая в журнале "Искусство одеваться". В оформлении этих частных камерных пространств прослеживаются истории их хозяек, там выставлены их личные вещи, образцы творчества. В комнате актрисы Любови Орловой, сыгравшей эталонную ткачиху, — большие зеркала с подсветкой, как в гримерной, афиши фильмов.

Первый зал — пролог, где собраны выразительные портреты представительниц разных социальных слоев 1920—1930-х. В разделе "Женщина и революция" — очень эмоциональная картина: покушение Фанни Каплан на Ленина. Яркий двуязычный плакат "Красная Москва — сердце пролетарской революции" приглашает посетить социалистическую столицу.

Работа Серафимы Рянгиной "Жена" — зарисовка на бытовую тему. "Тут все понятно, рабочий переехал в город, устроился и завел себе другую женщину. Приезжает супруга с тюками, ребенком. И что делать этой недавней крестьянке, внезапно выброшенной на улицу? Тут и социальная проблема, и некая назидательность. Удивительная документальность и очень высокое качество живописи", — отмечает куратор.

Девушка в красной косынке

Зал "Жизнь работницы" — это эстетика конструктивизма и индустриальная романтика. В концептуальной картине Константина Юона работница навещает мать в деревне. Городская девушка новой формации смотрится совершенно инородной на фоне старого быта — мещанских слоников на комоде, кружевных салфеточек.

"Раздел "Ударницы" посвящен усовершенствованной работнице. Это некая уже сверхженщина, с середины 1930-х она превращается в нового человека. Двойная, тройная нагрузка на ее плечи ложится. Это такая магистральная героиня государства", — поясняет Надежда Плунгян.

 

Рядом с картиной Константина Истомина, на которой изображена метростроевка, цитата труженицы о том, что они с шиком носили шахтерские шляпы и огромные, неудобные комбинезоны.

"Важный комментарий к этому залу — скульптурный портрет работницы. Это та самая комсомолка через 20 лет. Тяжелый индустриальный труд состарил ее, но от нее исходит какая-то глубина, сияние. Есть ощущение, что она — часть истории, может быть, созидает ее", — добавляет куратор.

https://ria.ru/20240425/vystavka-1941984580.html

Категория: Изобразительное искусство | Добавил: Заведующая (02.05.2024)
Просмотров: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]