Главная » Статьи » Экономика » Мировая экономика |
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов. Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 1990-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 1990-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Россия обладает рядом специфических черт, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят: 1. Развитую научно-техническую базу. 2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. 3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. 4. Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса эффективной интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Экономическое развитие производственной сферы России в сравнении с зарубежными странамиЗа более, чем пятнадцатилетний период формирования в России рыночной экономики заложен фундамент для эффективного, на основе конкуренции, развития страны: произошло разгосударствление средств производства (предприятия в основной массе приобрели различную форму собственности), функционирует рыночный механизм ценообразования, обеспечивая наличие и многообразие товаров на рынке в условиях пусть во многом и несовершенной (монополистической) конкуренции. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что бурный рост экономики страны, как показывают примеры других стран (например, Китая, который вышел в настоящее время на 2-е место в мире по ВВП), и, как следствие, значительный подъем уровня жизни населения не наблюдаются в РФ. Порой можно услышать высказывания, которые более соответствуют периоду плановой экономики: раз государство сформировало значительные золотовалютные средства, давайте направим их на развитие промышленности: закупим современные технологические линии, подготовим кадры и т.п. Но это выбрасывание денег населения на ветер, не более, именно денег населения, недополученных по воле чиновников, ответственных за макроэкономические параметры в стране, воплощавших в жизнь «монетаристскую» модель экономики. Через несколько лет технологическое оборудование устареет, продукция никому будет не нужна, и мы опять будем вынуждены либо вкладываться в дальнейшие инновации (а это эффективно получается, как показывает мировой опыт, лишь у частного капитала), либо прекращать производство, либо в той или иной мере его дотировать. Возникает резонный вопрос, почему в России 30 лет выпускаются одни и те же модели автомобилей, что производителям выгодно (иначе бы давно обанкротились). Ответ заключается в следующем: хоть компании и частные в настоящее время, но государство их поддерживает, поставляя энергоносители по внутренним, а не мировым рыночным ценам, вводя завышенные пошлины на зарубежные аналогичные, но более качественные товары, осуществляя и другие протекционистские мероприятия. На первый взгляд, подобная поддержка государством собственных производителей благое дело: ВВП увеличивается, занятость населения тоже и т.п. Предприятия, которые поддерживает государство, практически всегда «прибыльны». Обратная сторона вопроса заключается в том, что неэффективные предприятия, чтобы хоть как-то обеспечить рентабельность своих производств, вынуждены устанавливать низкий уровень зарплат рабочих, а это неизбежно влияет на формирование низкой покупательской способности населения, которое не стремится покупать продукцию своих предприятий. В результате производства становятся еще более неэффективными. Получается экономический застой, стагнация. Во времена же экономического кризиса наступает момент истины: если производства неэффективные, они просто закрываются – и здесь даже государство (порой) не в силах их спасти. Особенности финансовой политики России в системе международных экономических отношенийНеобходимо отдать должное Министерству финансов РФ, которое, не поддавшись на «благие призывы» направить финансовые средства на неэффективную, а во многом и бесполезную модернизацию производств (это дело частного капитала, от государства требуется создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в ту или иную отрасль народного хозяйства), сумело создать колоссальные золотовалютные резервы (свыше 500 млрд долл.), рассчитавшись при этом по основным внешним долгам России. Именно созданный резерв позволил осенью 2008 года предотвратить коллапс финансовой системы, а также путем проведения гибкой политики ЦБ на межбанковской валютной бирже сформировать российским банкам и частным компаниям – должникам по зарубежным кредитам – необходимые объемы валютных средств для осуществления платежей по ним в 2009 году (по некоторым оценкам приблизительно 80–115 млрд долл.). Плавная девальвация рубля, проведенная в конце 2008 – начале 2009 года была направлена на устранение диспропорции в макроэкономике, прежде всего в платежном балансе страны, вызванной понижением мировых цен на нефть и стремлением правительства предотвратить значительный спад производства вследствие кризиса, а при удачном регулировании и сохранить развитие. Золотовалютные резервы в настоящее время необходимо стараться сохранять. Планы распределения их должны быть хорошо продуманными, а использование – максимально осторожным (израсходовать их на бесполезные проекты можно довольно быстро – не так уж он велик). Однако вопрос, в каких инструментах и в каких пропорциях этот запас сохранять, необходимо постоянно отслеживать и при необходимости корректировать. Это, в принципе, и делается Министерством финансов весьма квалифицированно. Например, в случае сочетания 55% на 45% американской и европейской валют, при котором падение доллара компенсируется ростом евро, обесценивания валютной составляющей резервов не происходит. Не следует забывать и о казначейских ценных бумагах США, экономика которой по-прежнему остается самой мощной и устойчивой, несмотря на кризис, в мире. Ипотечный и фондовый кризисы следует рассматривать как оздоровительные саморегулирующие действия, которые заложены в самой природе экономической системы Запада, и не больше. По некоторым оценкам до половины накопленных Россией резервов находится в финансовых инструментах США. Подобными действиями Россия приобретает цивилизованные экономические рычаги для проведения своей политики. Например, всегда остается возможность предъявить приобретенные ценные бумаги казначейства США к оплате в случае возникновения серьезных проблем в наших отношениях (даже для такой мощной экономики, как американская), финансовый кризис практически гарантирован. Однако если не вкладывать государственные средства непосредственно в развитие производства, как добиться развития экономики России и роста благосостояния людей? Необходимо повысить покупательскую способность всего населения, тем самым сформировав качественный внутренний спрос, а не спекулятивный, который мы видим на рынке жилой недвижимости. Рост внутреннего спроса обеспечит предприятиям расширение рынков сбыта продукции и соответственно стимулирует производство. Расчет правительства России в 1990-е годы был на то, что сначала банки заработают начальный капитал (например, на рынке ГКО), а затем будут финансировать развитие производства в стране. Но не было в стране качественного спроса, поэтому реально промышленный сектор экономики не развивался (а жаль, если бы были созданы реальные благоприятные условия для развития малого бизнеса, упрощенная схема регистрации, льготное налогообложение, доступные кредиты, то в тот период гиперинфляции можно было реструктурировать и развить производственные секторы экономики, как в свое время в Японии). Но в России выбрали путь создания капиталов по чисто финансовым схемам. Благоприятное время для развития производственных отраслей экономики было упущено. В результате, в основном, сейчас в России работают предприятия, построенные еще во времена СССР, да и то не все. Финансовые и промышленные группы справедливо (а часто и не справедливо) упрекали в том, что деньги вывозят за рубеж. А деньги – это инструмент, который во времена глобализации, чаще всего независимо от самого владельца, работает там, где выгодно. Китай имеет государственную систему, которая по своей природе противоестественна западным ценностям но, тем не менее, входит в ВТО, получает значительные зарубежные инвестиции. Нельзя, правда, не отметить позитивные перемены, происходящие в экономике России. Денежная масса в стране за последние годы неуклонно увеличивалась, доходы населения несколько подросли, банковский сектор предложил доступные почти всему населению кредитные продукты на товары широкого потребления, а также на приобретение легковогоавтотранспорта. И сразу же рынки отреагировали резким ростом инвестиций в производственные секторы экономики (ведущие фирмы мира открывают автомобильные заводы, сборочные цехи различных видов электронных устройств и др.). Однако, к сожалению, позитивные изменения в экономике России в основном не носят качественный характер. Благосостояние наших людей растет преимущественно за счет высоких цен на энергоресурсы на мировых рынках. Вместе с тем, как показал кризис 2008-2009 годов, при ухудшении экономической ситуации в мире, экономика России не выдерживает давления. Таким образом, избавиться от нефтяной зависимости в прошедшее десятилетие России так и не удалось. Именно поэтому и требуются огромные финансовые накопления ввиде различных фондов. Избавиться от сырьевой зависимости еще не поздно, но для этого нужна политическая воля ее руководителей. Вопросы повышения покупательской способности населения РоссииЧасто можно слышать, что уровень развития производства, его производительность не позволяют повышать уровень оплаты труда в России. Соглашаясь с классической экономической закономерностью эпохи индустриального развития, в то же время, хотелось бы возразить: низкая покупательская способность населения (а следовательно, низкий спрос) как раз и не позволяет развить производство, включить механизм конкуренции, серьезных инвестиций и т.п. Те положительные экономические тенденции, которые наметились в последние годы, произошли благодаря увеличению денежной массы, росту доходов населения. Западные компании, почувствовав возникший спрос, сразу поспешили открыть свои дочерние предприятия в России. Наметился рост в мясомолочной промышленности, в которую потянулся с инвестициями и российский капитал. Пенсионные и страховые начисления необходимо переложить на федеральный бюджет (по крайней мере до тех пор, пока зарплата основной массы работающих существенно не вырастет, и лишь затем перейти к существующим в мировой практике стандартам, когда сам человек решает, за что и кому платить). Следует помнить, что идея монетаризации льгот (сейчас нечто подобное планируется сделать с медицинским обслуживанием) с величайшим трудом находит понимание в основной массе людей из-за низкого уровня доходов, не позволяющих обеспечить минимально необходимые потребности, адресная компенсация воспринимается населением как возможность потратить эти средства на первостепенные нужды, например на питание, а не на проезд, как предусматривалось. Люди, которым полагаются льготы, получают компенсации. В то же время государство сняло с себя бремя дотирования неэффективной работы частных компаний, например транспортных. Все, вроде бы, справедливо. Но для правительства, поставившего перед собой цель построить процветающее, комфортное для проживания людей государство, должно быть далеко не безразлично, воспользовался ли конкретный житель России компенсацией по адресу или нет. Если торговые сети носят монополизированный характер и не могут удовлетворить спрос населения иначе, как путем поднятия цены, то нужно приоткрыть российский рынок для западных товаров и услуг, ровно настолько, чтобы связывать возрастание денежной массы. Правительство располагает широким набором инструментов для балансировки с денежной массой (например, таких, как выпуск государственных ценных бумаг и т.п.). Естественно, что чиновники, регулирующие этот сегмент рынка, должны быть высокой квалификации. Если же причина роста цен на российском рынке, как это можно часто услышать, в возросших ценах на западных рынках на аналогичные товары, то тем более необходимо повышать доходы населения. Они-то уж точно не смогут обвалить западные рынки, вызвав в свою очередь новое повышение цен в наших магазинах. Распространено мнение, что открытие российского рынка для западных товаров и услуг ударит по российскому производителю и отразится на ВВП. Но так как 80% доходов бюджета страны – доходы от экспорта углеводородов и металлов, то существенным образом на благосостоянии населения открытие российского рынка, в принципе, не мо- жет отразиться. При этом возрастет качество российских товаров, неэффективные производства с нищенскими зарплатами рабочих исчезнут. Кроме того, можно, как принято во всем мире, дотировать своего российского производителя. Пример – США и другие развитые страны, дотирующее производство сельскохозяйственной продукции. Низкий уровень оплаты труда в России пытаются объяснить низкой производительностью. Однако на современном заводе «Форд» в г. Всеволожске действуют самые современные технологические линии с высокой производительностью труда. Почему же уровень зарплаты на заводе такой же низкий, как и в целом по стране? Да потому, что рыночная стоимость оплаты труда в России низкая, производительность труда в данном случае никакого значения не имеет. В то же время планы российского правительства по значительному увеличению производительности труда вполне реальны. Как только Россия вступит в ВТО, многие западные компании перенесут свои самые современные высокорентабельные производства на российскую территорию. В России недорогое сырье, дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила, льготное налогообложение – условия, близкие к идеальным. Отечественные производители смогут подняться до уровня мировых производителей, используя современные западные технологии, менеджмент, инвестиции. В стране, где основную долю ВВП составляют доходы от экспорта нефти, газа и металлов, такой переход производства на новые технологии можно осуществить абсолютно безболезненно для общества. Государству необходимо создать лишь соответствующие условия для этого, повысить уровень доходов основной части населения. В то же время необходимо иметь в виду, человечество в своем раз витии находится не на индустриальном этапе, закончившемся еще в прошлом веке, а на информационном, при котором бизнес по созданию и продаже новых технологий более прибылен, чем само производство при внедрении этих инноваций. Но не поэтому ли производства ведущих брендов перемещаются в развивающиеся страны (Китай, Индию и др.)? Если проанализировать балансы крупных западных фирм, то станет ясно, что 80% их активов составляют не основные фонды (как это было 20 лет назад), а нематериальные активы (программное обеспечение, KNOW-HOW и т.п.). В этой связи, насколько верно, что крупные ведущие российские газовые, нефтяные и сталелитейные компании скупают по всему миру аналогичные производства? Конечно, устойчивость укрупненных компаний к неблагоприятным конъюнктурным воздействиям повышается, но становятся ли их производства эффективнее? И в какой мере это соответствует переходу на инновационный путь развития страны? Так как же поднять уровень оплаты труда в России? Ситуация в настоящий момент для этого весьма благоприятная. С одной стороны, осударство не может диктовать менеджерам частных компаний уровень оплаты труда на их предприятиях, но с другой – оно располагает возможностью повысить зарплату в бюджетной сфере. При этом потребуется пересмотреть расходные статьи бюджетов (федерального и субъектов федерации). Что же касается налоговых отчислений государству на доходы предприятий от разработки и экспорта углеводородного сырья, то в этом вопросе, очевидно, необходимо ориентироваться на мировой опыт, например, опыт той же процветающей Норвегии, где доля государственного изъятия доходов нефтедобывающих предприятий составляет приблизительно 80%. Речь идет, конечно, не только о доле, но и в целом о механизме функционирования, чтобы предприятия могли развиваться, обновлять основные фонды, разрабатывать новые месторождения и т. п. Особенно продуманным в налогообложении должен быть подход для угледобывающих предприятий. Доля работающего населения в бюджетной сфере велика. Поэтому повышение уровня заработной платы бюджетников создаст конкуренцию, и частные компании тоже будут вынуждены поднимать зарплату своим работникам. Если устранить к тому же ЕСН (единый социальный налог на зарплату, который обязано платить предприятие), то путь к повышению благосостояния населения России будет открыт. Получение основной массой работающих достойной зарплаты решит многие социальные проблемы, возрастет уровень медицинского обслуживания, снизится преступность, возрастет самоуважение населения России. Финансовая независимость способна сделать человека действительно свободным и счастливым, добросовестным и гуманным. Богатство и процветание страны определяются высоким уровнем жизни ее населения, его доходами. К процветанию способен привести рынок, необходимо только запустить в действие его базовые механизмы. Переход России на инновационный путь развитияДля России, как и для любой страны мира, нет иного пути развития, как дальнейшая интеграция в мировую экономическую систему. Процессы глобализации объективны, они определены ходом развития нашей цивилизации. Но для российской экономики важнейшее значение имеет роль, которую она будет играть в международной системе экономических отношений: сырьевого придатка или высокотехнологичной страны с инновационно ориентированной экономикой. Между тем, топтание на месте в проведении рыночных реформ порождает у населения психологическую усталость, недоверие к наиболее эффективной экономической системе – рынку на основе динамично развивающейся конкуренции за счет частного предпринимательства (доля малого бизнеса в ВВП должна достигать 70%), расширения ассортимента, количества и качества товаров и услуг при увеличении доходов основной части работающего населения. Для того чтобы экономика государства перешла на инновационный путь развития, необходимо обозначить цель и выработать реальный механизм ее достижения: 1) разработать и осуществить схемы кардинального повышения доходов населения, чтобы сформировать нормальный для функционирования рыночных отношений покупательский спрос. Именно спрос, сформированный основной массой населения России, не только позволит решить острейшую жилищную проблему, но и послужит локомотивом перехода на инновационный путь развития; 2) активизировать государственное регулирование в строительной отрасли с помощью рыночных инструментов: льготного налогообложения предприятий; развития конкуренции, в том числе и путем организации унитарных предприятий (особенно в секторах строительного комплекса с высокой степенью монополизации) с последующим их акционированием; уменьшением при необходимости импортных пошлин на материалы и изделия; своевременной разработки генпланов развития городов и выделения опережающими спрос темпами участков под застройку; организации строительно-сберегательных касс; создания альтернативных доходных инструментов для сохранения финансовых капиталов (выпуск государственных ценных бумаги др.); способствования переходу строительной отрасли на инновационный путь развития; 3) осуществить государственное финансирование создания социально-культурной и транспортно-сетевой инфраструктуры при строительстве домов в новых районах, в частности строительства школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений, прокладки дорог , водо-, газои энергоснабжения, что приобретает особую значимость в условиях экономического кризиса, так как позволяет значительно влиять на уровень безработицы в стране; 4) учесть, что базовыми факторами перехода на инновационный путь развития являются: кардинальное усовершенствование системы грантов на проведение научных исследований (они должны быть более чем привлекательными своими суммами, а также доступными – вплоть до заявительной формы для получения их учеными); способствование образованию инновационных компаний малого бизнеса; для чего необходимо освободить фирмы (или физических лиц), занимающиеся разработкой инновационных технологий, от налогообложения и необходимости сдачи налоговой отчетности на 5 лет (оставить только годовую декларацию физических лиц с соответствующей уплатой налога на доходы. Сам процесс учреждения новой фирмы, если в ее название входит имя самого ученого, не обязателен; в крайнем случае достаточно предусмотреть регистрацию в Торгово-промышленной палате РФ на соответствующем сайте; прекращение поддержки государством неэффективных производств (поставка дешевых энергоносителей, протекционизм в конкуренции с западными товарами и т.п.); предоставление реальной возможности предприятиям ускоренного начисления износа их основных фондов с соответствующим формированием амортизационных фондов; уменьшение облагаемой базы налога на прибыль в размере затрат предприятия на инновации; осуществление инноваций в различных секторах экономики мощным потоком, способным повлиять на конъюнктуру рынка; 5) ускорить процесс интеграции российской экономики в систему международных экономических отношений через комплекс мероприятий: вступление в ВТО, внедрение международных институциональных стандартов и др. Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с. | |
Просмотров: 239 | |
Всего комментариев: 0 | |