Главная » Статьи » Экономика » Экономика России |
Темпы сокращения рынка новых электрокаров значительно опережают сужение рынка новых традиционных авто, который за тот же период потерял в объеме 25,4%. Причем если, говоря об авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), мы оперируем сотнями тысяч штук (продано 349 тыс. шт.), то масштабы торговли электромобилями гораздо скромнее. За четыре месяца 2025 года в России нашли покупателей 2647 новых электрокаров. И самыми популярными оказались не марки, производство которых локализовано в России, а импортируемые из Китая - Zeekr и Avatr. При этом мировой рынок электротранспорта показывает уверенный рост, невзирая ни на какие тарифные войны (китайские электрокары в прошлом году попали под повышенные пошлины США и ЕС). В 2024 году продажи электромобилей в мире выросли на 28% и достигли 17,5 млн шт., из которых 11 млн приходилось на электрокары, а 6,5 млн - на подключаемые гибриды. Россия в этом празднике торговли, можно сказать, не участвует, несмотря на амбициозные планы по развитию электротранспорта. Хотя в процентном отношении доля электрокаров в стране быстро растет. По словам директора Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Алексея Жихарева, локализованное производство электромобилей в России только формируется, основной объем продаж представлен импортом, объемы которого сокращаются под давлением резкого повышения утилизационного сбора, а также высоких ставок по кредитам. На самые популярные на российском рынке марки электромобилей и гибридов ставки утильсбора выросли с января 2025 года сразу более, чем в 20 раз, в то время как для автомобилей с ДВС - существенно меньше. Схожее мнение высказал эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Причина падения продаж электрокаров в России кроется в изменении ставки утилизационного сбора с этого года. Она повысилась с 32 600 до 667 400 руб. Это ставка утильсбора для электромобилей не старше трех лет и, соответственно, отразилась на их цене. Эксперт считает, что рост ставки приостановил развитие отрасли, которая только-только начала поднимать голову. Во многих странах стимул к развитию электротранспорт получал от государства Утильсбор - разовый платеж за каждый автомобиль, произведенный в России или привезенный из-за границы. В 2024 году в нашей стране было выпущено около 8 тыс. электромобилей, в этом планируется 11 тыс. А за весь прошлый год в России было продано лишь 7623 электрокара, из которых 5028 шт. пришлось не на модели, локализованные в стране, а на тот же Zeekr. Предложение явно опережает спрос, хотя цены не падают. Как отмечает партнер, руководитель практики Kept по работе с компаниями автомобильной промышленности Станислав Зингиревич, сказывается на развитии электротранспорта определенное недоверие потребителя к последующему обслуживанию электромобилей. Самым важным и дорогостоящим элементом является батарея, а чинить в России их пока умеют только единицы. Две гигафабрики "Рэнеры" ("Росатом") по производству электробатарей, планируемые к вводу в эксплуатацию в этом году, должны обеспечить электробатареями отечественных производителей электромобилей и решить проблему с последующим обслуживанием электробатарей. Важным фактором при выборе остается неразвитая инфраструктура электрических заправочных станций. В связи с этим потребитель отдает предпочтение гибридным моделям, считает эксперт. При этом локализация производства у нас пока идет только в сторону чистых электромобилей. Российских гибридов пока не предвидится. А из проектов вспоминается только печально известный "Ё-мобиль". По мнению Зингиревича, отсутствие значительного выбора модельного ряда и доступных для широкой массы потребителя моделей также отрицательно влияет на продажи. Эксперт надеется, что появление отечественных электромобилей поменяет ситуацию. К примеру с третьего квартала этого года планируется начало серийного производства электромобиля "Атом", локализация которого составляет 70%. Но, учитывая динамику продаж, есть большой риск, что новые электрокары лишь еще больше перенасытят рынок. Впрочем, надежда есть на коммерческие, муниципальные и государственные закупки. По словам Зингиревича, в части "электромобильного бума" во многих странах основным их заказчиком было правительство, желающее в том числе улучшить экологическую ситуацию в крупных городах. На примере электробусов в Москве мы видим, как данная повестка начала работу и у нас. Мы только в начале пути, но дан отличный старт. Следующим этапом может стать переход такси и каршеринга на электромобили, считает эксперт. Жихарев уверен, что на фоне развития электрозараядной инфраструктуры, а также учитывая темпы развития мирового электроавтопрома, в долгосрочной перспективе тренд на электрификацию личного транспорта в России сохранится. Источник:https://pervayabiblio.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1 | |
Просмотров: 25 | |
Всего комментариев: 0 | |