Главная » Статьи » Право » Права

Как написать претензию: основания, срок рассмотрения и правила составления

В каких ситуациях необходима претензия

Претензионное письмо составляется в любых ситуациях, когда ожидание от чего-либо не оправдалось либо был нанесен ущерб имуществу заявителя. Это может касаться приобретенных товаров, оказанных услуг, своевременного возврата долга и т.д. Важно понимать, что в большинстве случаев претензия является предварительным этапом перед обращением в суд. Поэтому необходимо не только знать, как правильно составить претензию, но и получить письменный ответ на нее (отказ, согласие со своими условиями и т.д.).

Виды претензий

Так как случаев, из-за которых возникают конфликты  великое множество, существует большое количество видов претензий. Среди наиболее распространенных можно выделить:

  1. Потребителя. Чаще всего связана с приобретением товаров ненадлежащего качества или выявлением скрытых дефектов. Покупатель может предъявить претензии продавцу в магазин, изготовителю или исполнителю. Основным законодательным актом, на нормы которого необходимо опираться при составлении письма является Закон о защите прав потребителя.
  2. Должнику. Предъявляется при несвоевременном возврате заемных средств или неуплате. Обычно содержит требование полностью погасить задолженность. Для кредитно-финансовых организаций (банк, МФО) является основанием для получения судебного приказа.
  3. Работодателю. Составление целесообразно при наличии нарушений трудового законодательства (режим труда, начисление заработной платы и т.д.). Если сотруднику не предоставляют вовремя отпуск, не начисляют деньги за сверхурочную работу и существуют иные нарушения прав работающего гражданина, можно решить вопрос в досудебном порядке.
  4. Страховой компании. Типичными ситуациями возникновения конфликта являются несоответствие страховых выплат ожидаемым, а также проблемы при расторжении договора страхования с получением части оплаченной премии.
  5. Застройщику. Приобретение недостроенного или готового жилья часто сопряжено с рядом проблем. Квартира может не соответствовать проектной документации или пожеланиям заказчика.
  6. Интернет-магазину. Дистанционное покупки часто не соответствуют заявленному качеству или вовсе не доходят до заказчика. Поэтому существует необходимость оформлять претензию и добиваться справедливости.

 Составить жалобу можно самостоятельно по образцу, но если дело действительно серьезное и повлекло существенные финансовые потери - лучше обратиться к юристу за консультацией и составлением такого документа.

Правила составления

Так как претензия – это жалоба, выраженная в письменном виде, основные требования предъявляются не только в внешнему виду документа, но и к содержанию текста. Чтобы правильно оформить и составить документ, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Претензия всегда составляется в нескольких экземплярах, по количеству сторон спора (например, покупатель – продавец, производитель – потребитель  и т.д.).
  2. Перечисление всех известных данных обидчика (наименование, адрес и т.д.).
  3. Ссылки на законы, в рамках которых рассматриваются подобные гражданские дела.
  4. Требования заявителя. В зависимости от ситуации, законодательство позволяет пострадавшей стороне выбрать, каким образом разрешить ситуацию. Можно вернуть деньги, потребовать замены товара на аналогичный или другой, устранения обнаруженных недостатков и т.д.
  5. Устанавливаются сроки для получения ответа.
  6. Фиксируется дата составления, а также передачи претензии виновной стороне.

Алгоритм действий при составлении

Большинство потребителей не жалуются на качество товаров или услуг, так как не знают, как правильно написать претензию. Приступая к составлению письма, можно воспользоваться примером претензии, который можно найти в интернете или специальной литературе. Алгоритм действий гражданина должен выглядеть следующим образом:

  1. Подготовка всего необходимого для составления претензионного письма. Понадобиться несколько листов чистой бумаги, документы, подтверждающие факт оплаты товара или услуги (кассовый или товарный чек), гарантийные бумаги и т.д.
  2. Написание текста письма по образцу в двух экземплярах.

В тексте обращения должны быть указаны следующие важные пункты:

  • сведения об отправителе и адресате (ФИО, наименование, адрес проживания, расположения, контактные телефоны);
  • название документа (претензия или претензионное письмо);
  • основания для возникновения спора (приобретение товара, оказание услуги и т.д.);
  • перечисление законодательных или нормативных актов, регулирующих подобные конфликтные ситуации и споры;
  • требования отправителя (например, возврат товара, обмен и т.д.);
  • срок, в течение которого ожидается ответ;
  • указание о возможности подачи искового заявления в суд в случае отсутствия ответа на данное обращение.
  • дата;
  •  подпись заявителя с расшифровкой.

Готовую претензию можно доставить адресату одним из следующих способов:

  1. Заказным письмом с уведомлением о вручении. После того, как письмо будет доставлено, отправитель получит на руки документ, подтверждающих это (квиток с датой и подписью получателя). Эта бумага будет являться основанием для обращения в суд и подтверждением бездействия виновника.
  2. Лично. Если пострадавшая сторона самостоятельно приносит претензионное письмо, необходимо соблюсти ряд правил. Представитель принимающей стороны должен на обоих экземплярах документа проставить дату, личную подпись и ее расшифровку.

Сроки для ответа

Временные рамки, устанавливаемые на возможность рассмотреть и дать ответ на претензионное письмо, зависят от конкретной ситуации и вида претензии:

  • на возврат товара – 10 дней;
  • оказание некачественной услуги – 10 дней;
  • претензии по страховке ОСАГО – 5 дней;
  • по различным договорам – определяется условиями соглашения;
  • в судебном порядке –  30 дней.

Важно! Срок исчисляется со следующего дня с момента вручения.

Что делать, если претензия не принята

Основная сила претензии заключается в ее наличии. Если сторона, которой было направлено претензионное письмо отвечает необоснованным отказом или вовсе не реагирует на него, не исполняя требования покупателя или потребителя, можно смело обращаться в вышестоящие инстанции или в суд. 

Алгоритм действий пострадавшей стороны должен выглядеть следующим образом:

  1. Подача претензии.
  2. Ожидание ответа. К установленному сроку ответа можно добавить несколько дней, необходимых для почтовой транспортировки ответного письма.
  3. Составление искового заявления в суд. В качестве доказательной базы нужно использовать все имеющиеся документы по сложившемуся конфликту (чеки, гарантийные талоны, заключения независимой экспертизы и т.д.), а также бумаги, подтверждающие факт передачи претензии виновной стороне. Отсутствие ответа и какой-либо реакции на претензионное письмо будет являться отягчающим обстоятельством для ответчика.

Источник: Биржа Правовых Услуг 

Категория: Права | Добавил: Заведующая (30.11.2018)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]