В каких ситуациях необходима претензия
Претензионное письмо составляется в любых ситуациях, когда ожидание от чего-либо не оправдалось либо был нанесен ущерб имуществу заявителя. Это может касаться приобретенных товаров, оказанных услуг, своевременного возврата долга и т.д. Важно понимать, что в большинстве случаев претензия является предварительным этапом перед обращением в суд. Поэтому необходимо не только знать, как правильно составить претензию, но и получить письменный ответ на нее (отказ, согласие со своими условиями и т.д.).
Виды претензий
Так как случаев, из-за которых возникают конфликты великое множество, существует большое количество видов претензий. Среди наиболее распространенных можно выделить:
- Потребителя. Чаще всего связана с приобретением товаров ненадлежащего качества или выявлением скрытых дефектов. Покупатель может предъявить претензии продавцу в магазин, изготовителю или исполнителю. Основным законодательным актом, на нормы которого необходимо опираться при составлении письма является Закон о защите прав потребителя.
- Должнику. Предъявляется при несвоевременном возврате заемных средств или неуплате. Обычно содержит требование полностью погасить задолженность. Для кредитно-финансовых организаций (банк, МФО) является основанием для получения судебного приказа.
- Работодателю. Составление целесообразно при наличии нарушений трудового законодательства (режим труда, начисление заработной платы и т.д.). Если сотруднику не предоставляют вовремя отпуск, не начисляют деньги за сверхурочную работу и существуют иные нарушения прав работающего гражданина, можно решить вопрос в досудебном порядке.
- Страховой компании. Типичными ситуациями возникновения конфликта являются несоответствие страховых выплат ожидаемым, а также проблемы при расторжении договора страхования с получением части оплаченной премии.
- Застройщику. Приобретение недостроенного или готового жилья часто сопряжено с рядом проблем. Квартира может не соответствовать проектной документации или пожеланиям заказчика.
- Интернет-магазину. Дистанционное покупки часто не соответствуют заявленному качеству или вовсе не доходят до заказчика. Поэтому существует необходимость оформлять претензию и добиваться справедливости.
Составить жалобу можно самостоятельно по образцу, но если дело действительно серьезное и повлекло существенные финансовые потери - лучше обратиться к юристу за консультацией и составлением такого документа.
Правила составления
Так как претензия – это жалоба, выраженная в письменном виде, основные требования предъявляются не только в внешнему виду документа, но и к содержанию текста. Чтобы правильно оформить и составить документ, нужно придерживаться следующих правил:
- Претензия всегда составляется в нескольких экземплярах, по количеству сторон спора (например, покупатель – продавец, производитель – потребитель и т.д.).
- Перечисление всех известных данных обидчика (наименование, адрес и т.д.).
- Ссылки на законы, в рамках которых рассматриваются подобные гражданские дела.
- Требования заявителя. В зависимости от ситуации, законодательство позволяет пострадавшей стороне выбрать, каким образом разрешить ситуацию. Можно вернуть деньги, потребовать замены товара на аналогичный или другой, устранения обнаруженных недостатков и т.д.
- Устанавливаются сроки для получения ответа.
- Фиксируется дата составления, а также передачи претензии виновной стороне.
Алгоритм действий при составлении
Большинство потребителей не жалуются на качество товаров или услуг, так как не знают, как правильно написать претензию. Приступая к составлению письма, можно воспользоваться примером претензии, который можно найти в интернете или специальной литературе. Алгоритм действий гражданина должен выглядеть следующим образом:
- Подготовка всего необходимого для составления претензионного письма. Понадобиться несколько листов чистой бумаги, документы, подтверждающие факт оплаты товара или услуги (кассовый или товарный чек), гарантийные бумаги и т.д.
- Написание текста письма по образцу в двух экземплярах.
В тексте обращения должны быть указаны следующие важные пункты:
- сведения об отправителе и адресате (ФИО, наименование, адрес проживания, расположения, контактные телефоны);
- название документа (претензия или претензионное письмо);
- основания для возникновения спора (приобретение товара, оказание услуги и т.д.);
- перечисление законодательных или нормативных актов, регулирующих подобные конфликтные ситуации и споры;
- требования отправителя (например, возврат товара, обмен и т.д.);
- срок, в течение которого ожидается ответ;
- указание о возможности подачи искового заявления в суд в случае отсутствия ответа на данное обращение.
- дата;
- подпись заявителя с расшифровкой.
Готовую претензию можно доставить адресату одним из следующих способов:
- Заказным письмом с уведомлением о вручении. После того, как письмо будет доставлено, отправитель получит на руки документ, подтверждающих это (квиток с датой и подписью получателя). Эта бумага будет являться основанием для обращения в суд и подтверждением бездействия виновника.
- Лично. Если пострадавшая сторона самостоятельно приносит претензионное письмо, необходимо соблюсти ряд правил. Представитель принимающей стороны должен на обоих экземплярах документа проставить дату, личную подпись и ее расшифровку.
Сроки для ответа
Временные рамки, устанавливаемые на возможность рассмотреть и дать ответ на претензионное письмо, зависят от конкретной ситуации и вида претензии:
- на возврат товара – 10 дней;
- оказание некачественной услуги – 10 дней;
- претензии по страховке ОСАГО – 5 дней;
- по различным договорам – определяется условиями соглашения;
- в судебном порядке – 30 дней.
Важно! Срок исчисляется со следующего дня с момента вручения.
Что делать, если претензия не принята
Основная сила претензии заключается в ее наличии. Если сторона, которой было направлено претензионное письмо отвечает необоснованным отказом или вовсе не реагирует на него, не исполняя требования покупателя или потребителя, можно смело обращаться в вышестоящие инстанции или в суд.
Алгоритм действий пострадавшей стороны должен выглядеть следующим образом:
- Подача претензии.
- Ожидание ответа. К установленному сроку ответа можно добавить несколько дней, необходимых для почтовой транспортировки ответного письма.
- Составление искового заявления в суд. В качестве доказательной базы нужно использовать все имеющиеся документы по сложившемуся конфликту (чеки, гарантийные талоны, заключения независимой экспертизы и т.д.), а также бумаги, подтверждающие факт передачи претензии виновной стороне. Отсутствие ответа и какой-либо реакции на претензионное письмо будет являться отягчающим обстоятельством для ответчика.
Источник: Биржа Правовых Услуг |