Главная » Статьи » Искусство » Кино |
Виктор Симаков, филолог, журналист, учитель русского языка и литературы школы № 1315 «Гоголь. Начало» — сочный треш, ловко слепленный из гоголевских образов и мифов о писателе. К стилю и мировосприятию Гоголя он не имеет никакого отношения. Малороссийский говор и местный диканьский колорит в нем тоже искать не стоит. Стоит присмотреться к новому витку мифологизации Гоголя, превращенного в фильме в гротескный фантом наподобие гоголевских героев. Аккуратный, пронзительный образ, сыгранный Александром Трофимовым в телефильме «Мертвые души», отошел в прошлое. Гоголь, сыгранный Александром Петровым, — сумма многочисленных фобий, более-менее находящих подтверждение в биографии и текстах реального Гоголя. Отсюда в фильме боязнь улиток, мания сожжения рукописей, страх перед погребением заживо, галлюцинации, странное равнодушие к женщинам, которое биографы как только не объясняют. Последний момент авторам фильма удалось отчасти преодолеть: главному герою подарили эротический сон с участием двух юных и талантливых прекрасногрудых актрис. Кто точно обязан посмотреть «Гоголя», так это школьный учитель литературы. Если фильм не провалится в прокате (а он не провалится), его посмотрят все школьники, начиная с того возраста, которым будет помечен самый щадящий из вариантов фильма. Главное, не плеваться в сердцах, а крепко потянуть за ту ниточку, которая столь удобно протянулась между взрослым книжным червем и юным любителем кинокомиксов. Хотя учитывая то, как мало в фильме осталось от настоящего Гоголя, делать это надо будет весьма умеючи.
Сергей Райский, учитель русского языка и литературы школы № 1329 Это не экранизация, а вольная фантазия на основе биографии Гоголя и его ранних произведений. Но фантазия оригинальная, и это замечательно. Актеры играют великолепно, общее впечатление осталось очень хорошее. Знающим и любящим творчество Гоголя наверняка будет интересно. Важно, что это игра. Замечательная постмодернистская игра не только с гоголевскими сюжетами и эпохой, но и со многими более ранними фильмами. Очень много аллюзий и реминисценций, да и прямые цитаты попадаются. То есть в целом фильм более всего похож на мистический детектив, однако в нем много иронии. Авторы не стремились к исторической достоверности. Антураж в целом соблюден, костюмы более-менее соответствуют эпохе. Что касается образа самого Гоголя, то стоит помнить, что статьи в учебниках мало кто читает, так что представление о писателе очень сильно зависит от того, как о нем расскажет учитель. Если имеется в виду именно хрестоматийный биографический очерк, то, разумеется, сходство есть: изображен самолюбивый молодой человек, при этом неуверенный в себе, однако неглупый. Авторы, насколько я понимаю, искали и нашли возможность связать жизнь писателя с его произведениями напрямую, ради чего и наделили Гоголя мистическим даром — способностью во время приступов или во сне видеть прошлое и даже взаимодействовать с давно умершими. Логично. Запрет 16+ и 18+ всех школьников, конечно, притащит. Все равно посмотрят, никуда не денутся. Я предвижу для себя серьезную проблему: мне придется, обсуждая с ними этот фильм, объяснять, где тут Гоголь, а где не Гоголь. А если они кинутся читать, то я предвижу разочарование: они всю эту кровь чудную увидят, а потом откроют «Вечера на хуторе близ Диканьки», а там пасечник Рудый Панько долго, на много страниц распространяется; там «Чуден Днепр», и им еще придется долго до этой крови добираться. А мне придется с этим работать.
Надежда Пахмутова, лингвист, переводчик Проблема авторов в том, что у них начисто отсутствует какое бы то ни было оригинальное мышление. Создатели ссылались на то, что это ирония и хулиганство, но ирония и хулиганство должны на чем-то стоять, на какой-то основе. Месседжа же нет, Гоголя нет, костюмов нет.
Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171 Однажды я получила работу, начатую словами «Данное сочинение носит конспирологически-абсурдный характер. Убедительная просьба не воспринимать его всерьез!» Вот так же, мне кажется, надо относиться и к фильму «Гоголь. Начало»: а давайте пофантазируем. Я старалась, как в школе, найти то, за что можно поставить пятерку. Хорошо, что были отсылки к биографии и произведениям Гоголя. Тому, кто с ними знаком, будет интересно смотреть, из чего же сделано это варево. Например, история с изданным на свои деньги, выкупленным и сожженным тиражом ранней романтической поэмы «Ганц Кюхельгартен» действительно была. Только немного нарушена хронология событий. На самом деле после того как Гоголь сжег ее, он сбежал из Петербурга в Европу, вернулся, как закончились деньги, и уже после этого действительно был устроен Ф. Булгариным писарем в Третье отделение. Проработал там около полугода, ни в какую Диканьку тогда, конечно, не ездил. А основу «Вечеров» составили легенды и предания, которые он знал сам, а также те, которые просил матушку пересказать в письмах. Гоголь не похож? Не носатый? Ну и что! А был бы похож, выглядел в этой хулиганской истории нелепо и глупо. В герое видишь скорее Сашу Петрова, чем Николая Гоголя, и это хорошо, иначе бы постельные сцены Гоголя смотрелись бы совсем комично. Биографы пишут, что в жизни Гоголь был аскетом, чуть ли не женоненавистником. Думаю, крошки-школьники и наивные зрители могут в итоге принять все это за чистую монету, не увидев авторской иронии и игры со зрителем, хотя намеки на это рассыпаны по всему фильму хотя бы в виде цитат из киноклассики. Источник: Кинопоиск | |
Просмотров: 349 | |
Всего комментариев: 0 | |