ДИЦ - проводник в мире информации


Деловой информационный центр БИБЛИОТЕКА № 1      

...
Экономика Воронежа [1]
Экономика России [7]
Мировая экономика [2]

Статьи
Статьи периодических изданий [178]
Потребителю [27]
Право [37]
Экономика [10]
Компьютерный ликбез [30]
Психология [48]
Искусство [18]

Меню сайта

Мини-чат
Экономика Воронежа [1]
Экономика России [7]
Мировая экономика [2]

Статистика

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.09.2017, 17:05

Главная » Статьи » Экономика » Мировая экономика

Cпособы контроля над уровнем издержек в экономике

Начнём с утверждений самого общего характера. Перефразируя А. Смита, можно сказать, что богатство субъектов – государств, фирм и домашних хозяйств – зависит от того, насколько эффективно они используют ресурсы, имеющиеся в их распоряжении. Показателем эффективности выступает уровень издержек, которые несёт субъект при производстве блага. Иными словами, сообщество тем богаче, чем более низкий уровень издержек производства оно обеспечивает.

Существует два способа контроля над уровнем издержек. Во–первых, общество может предоставить индивидам право самим выбирать направление их деятельности, способы (технологии) производства блага и его доведения до покупателей. При отсутствии прямых или завуалированных ограничений на выбор деятельности неизбежно возникнет рынок и равновесные цены. Последние будут автоматически отсеивать из массива продавцов тех субъектов, чьи издержки непомерно высоки. Такую форму контроля уместно «назвать контролем со стороны рынка» или «рыночным контролем». Заметим, что индивидуальный уровень издержек здесь является универсальным критерием эффективности использования ресурсов.

Вторая форма контроля предполагает, что сообщество сознательно вырабатывает ряд критериев, с помощью которых оно оценивает эффективность использования ресурсов тем или иным субъектом. Такую форму контроля над издержками логично назвать «административным контролем».

У рыночного контроля есть два несомненных преимущества перед административным контролем. Первое преимущество состоит в том, что рыночный контроль посредством механизма равновесной цены позволяет выявить «истинные» общественные предпочтения. При системе административного контроля высок риск того, что общественные предпочтения будут вытеснены индивидуальными предпочтениями тех лиц, которые непосредственно осуществляют контроль. Второе преимущество рыночного контроля относится непосредственно к издержкам. Рыночный контроль вынуждает субъекта обращать внимание на уровень издержек, поскольку от этого непосредственно зависит уровень его благосостояния. Это правило известно как «принцип неограниченной ответственности» или «принцип жёсткого бюджетного ограничения».

Административный контроль в некоторых (но не во всех!) случаях более снисходителен к субъектам, продуцирующим «необычно высокие» издержки, чем подрывает мотивы к эффективному использованию ресурсов. Действуя вместе, два этих недостатка административного контроля способны разрушить экономику, что не раз происходило в реальном мире.

Существует множество причин, по которым сообщество может отказаться от рыночного контроля. Назовём некоторые. Во-первых, существование рынка может оказаться нежелательным по каким–то нравственным соображениям. Например, по утверждению Ф. фон Хайека людей раздражает тот факт, что рынок распределяет доходы (удачу) «несправедливо», вне всякой связи с моральным обликом «счастливчика». Во–вторых, в некоторых отраслях существование рынка принципиально невозможно. Имеются в виду «естественные монополии» – отрасли деятельности, где равновесие достигается в условиях непрерывно снижающейся траектории средних издержек фирмы. В–третьих, существуют случаи, когда использование рынка хотя и допустимо (и желательно) принципиально, но невозможно из–за высоких издержек, присущих функционированию рыночного механизма. В таких ситуациях применение «административного» контроля обходится «дешевле», чем использование рыночного контроля. В–четвёртых, в некоторых случаях применение рыночных процедур делает невозможным оценку индивидуального вклада субъекта в достижении конкретного уровня издержек. Случаи «естественной монополии» настолько редки, что могут быть перечислены. Что же касается трансакционных издержек (случаи 3 и 4), то они распространены повсеместно, что, собственно, и привело к появлению множества чисто административных структур (фирма, право и прочее) в недрах рыночной экономики.

А.Е. Колмаков, М.В. Богатырева БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ И РЫНОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ИЗДЕРЖКАМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. – DOI: 10.17150/konf.2017.03.23.

Категория: Мировая экономика | Добавил: Заведующая (22.08.2017)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz