Главная » Статьи » Экономика » Мировая экономика

Актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности России в условиях геополитической нестабильности

Национальная экономика в контексте обеспечения внешнеэкономической безопасности должна стремиться к соблюдению баланса между открытостью страны к участию в мирохозяйственных связях и созданием условий для наименьшей восприимчивости страны к негативным макроэкономическим и геополитическим трансформациям. Актуальность исследования современного состояния и перспективных направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности России обусловлена сохранением ресурсной ориентации экономики России, обостряющейся в условиях новой ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и геополитической нестабильности. В таких условиях Россия не сможет обеспечить безопасность и устойчивость национальной экономической системы без самого пристального внимания к вопросам повышения эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности.

Материал и методы

Целью статьи является анализ современного состояния внешнеэкономической деятельности России в условиях запретов и ограничений. Теоретико-методологическую базу статьи составили научные труды Галиева М.Ш., Горбатов А.В., Шаурина О.С., Давыдов А.Ю., Дацко Д.П., Ермилова М.В., Имяреков С.М., Четайкина Ю.В., Лохтина Л.М., Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И., Лавров В.А., Лисина А.В., Ляменков А.К., Миронов Д.С., Хомяков М.В., Мокеева А.И. и других исследователей, а также данные информационного агентства «РБК» и статистические выкладки Федеральной таможенной службы России.

Результаты и обсуждения

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – весьма сложное и многоаспектное явление, включающее в себя различные формы и направления международного обмена коммерческих, некоммерческих, государственных организаций и компаний различных регионов, отраслей и секторов экономики. Регулирование ВЭД осуществляется в России в первую очередь государством, с участием общественных и бизнес-структур, а также с учетом передачи растущего объема полномочий на уровень Евразийского экономического союза; при этом влияние на качество внешнеэкономического взаимодействия оказывают как процессы, происходящие внутри страны, так и разнообразные экзогенные факторы, включающие меры одних стран по геополитическому подчинению других и снижению их глобальной конкурентоспособности.

Хотя внешнеторговый оборот России за 2013–2016 годы сократился на 44% с 842 млрд долл. до 471 млрд долл., по итогам 2017 года внешнеторговый оборот составил 584 млрд. долларов США, продемонстрировав увеличение на 25%. Основными торговыми партнерами России в 2017 году были Китай – 15% товарооборота Российской Федерации, Германия – 9%, Нидерланды – 7%. Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США. В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары – 59%, из них нефть сырая – 38%, что свидетельствует о сохранении экспортно-сырьевой ориентации национальной экономики [20].

Подчеркнем, что внешнеэкономическую деятельность также целесообразно рассматривать в качестве источника доходов государственного бюджета. За период 2012-2017 гг. доля таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой, в сумме доходов федерального бюджета заметно снизилась с 50% до 30%, что обусловлено как негативным воздействием геополитических противоречий, так и внутренними решениями в сфере налогового и таможенного регулирования. Еще одним актуальным вопросом таможенно-тарифного регулирования с позиции формирования доходной части государственного бюджета является проблема предоставления неэффективных освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей. В результате предоставления различного рода льгот по уплате таможенных платежей, а также освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров в особые экономические зоны в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году не поступило доходов на общую сумму 419,9 млрд. рублей, что на 14,1% больше суммы доходов, недополученных в 2016 году. Основная доля освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров в особые экономические зоны в 2017 году приходится на освобождения, предоставленные в отношении товаров, ввезенных в Особую экономическую зону в Калининградской области – 121,5 млрд. рублей (96% от общей суммы освобождений, предоставленных при ввозе товаров в особые экономические зоны) [20].

Оценивая международную инвестиционную позицию (МИП) России (таблица 1) отметим, что по итогам 2017 года опережающий рост иностранных активов привел к увеличению чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации на 56 млрд долларов США, или на 21% относительно результата 2016 года, до 268 млрд долларов США. Увеличение чистой МИП РФ с 01.01.2013 по 01.01.2018 составило 125 млрд долларов США (прирост составил 88%).

Объем иностранных активов Российской Федерации на 1 января 2018 года составил 1341 млрд долларов США, увеличившись по итогам 2017 года на 8%. Изменения активов определялись в значительной степени положительной переоценкой на фоне относительного ослабления курса доллара США к прочим валютам. Внешние обязательства РФ составили на 1 января 2018 года 1073 млрд долларов США, показав прирост 5%.

Подчеркнем, что тенденции современного экономического развития России связаны с рядом геополитических факторов, с активными попытками санкционных воздействий зарубежных стран, направленных на экономическое ослабление и последующее политическое подчинение России. Эскалация санкций в апреле 2018 года в в отношении России породила качественно новый уровень неопределенности: США внесли в новый санкционный список, предусматривающий заморозку активов, арест недвижимости и возможных банковских счетов 24 российских физических и 15 юридических лиц на территории США. Санкционные ограничения не столько создают проблемы для российской экономики, сколько способствуют максимально отчетливому проявлению уже существовавших слабостей и деформаций, увеличивают издержки импортно-экспортных операций и создают серьезные преграды для развития внешнеэкономической деятельности российского бизнеса.

Обостряется и проблема обеспечения продовольственной безопасности, поскольку современная модель российской экономики, базирующаяся преимущественно на крупномасштабном импорте продовольственных товаров не только не обеспечивает диверсификацию национального экспорта, но и крайне сильно подвержена изменениям, происходящим на международной арене. Реагируя на иностранные санкции и продовольственные угрозы, в августе 2014 года Президент России подписал указ о введении продуктового эмбарго в отношении стран, применивших экономические ограничения к России. Эмбарго, продленное до конца 2018 года [2] стало эффективной мерой поддержки агропромышленного комплекса России, однако существующие способы организации нелегального реэкспорта требуют системного повышения эффективности контроля по соблюдению эмбарго.

Так, в июле 2017 года российская сторона впервые раскрыла сеть из 29 поставщиков, незаконно реэкспортировавших санкционное продовольствие в Россию через Белоруссию на сумму не менее 126 млн. долларов США [22]. После раскрытия противоправной схемы были возбуждены дела об административных правонарушениях, а информация о компаниях-нарушителях была направлена Федеральной Таможенной Службой в Минсельхоз, Роспотребнадзор, Минэкономразвития, но также и в Центральный банк, применение договоренностей ФТС с которым должны если не ликвидировать поставки контрабандной продукции полностью, то значительно осложнить взаиморасчеты между нарушителями. При этом существуют и другие способы организации нелегальной поставки, например, экспортеры используют ложный транзит, в связи с чем проблема системного повышения эффективности контроля по соблюдению эмбарго остается актуальной [18].

Поскольку оценка политической динамики свидетельствует о том, что текущий санкционный режим против России будет измеряться десятилетиями и потребует от России стратегических подходов к внешнеэкономической адаптации, на наш взгляд, вариантами нивелирования запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности России являются:

· создание оптимизированной эффективной системы государственного регулирования ВЭД, включающей не только непосредственно таможенное регулирование, но и налоговое, валютное, банковское, корпоративное и другие сферы регламентации внешней торговли;

· активизация процессов экспортоориентированного импортозамещения, в том числе путем совершенствования системы управления ввозными и вывозными пошлинами для привлечения иностранных инвестиций в различные отрасли промышленности и структурной перестройки экономики;

· продуманное и аккуратное использование «рамочного» Федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств" [1] с целью защиты экономики и повышения внешнеэкономической конкурентоспособности России.

С позиции цифрового повышения эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (в том числе — с учетом тотальной цифровизации мирового экономического пространства и многовариантных попыток нарушения существующего эмбарго) перспективной является предложенная методика совершенствования системы управления рисками при выпуске товаров на основе технологии блокчейн. По аналогии с маркировкой изделий из натурального меха, которая обязательна на всей территории ЕАЭС, и маркировкой фармацевтических изделий, предлагается в целях совершенствования системы управления рисками при выпуске товаров создание базы данных (на основе технологии блокчейн) таможенных органов, которая бы имела связь с QR-кодами на предметах роскоши.

Выводы

В условиях усиливающихся глобализационных процессов и роста взаимозависимости национальных экономических систем, повышается значимость решения вопросов обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Комплекс основных внешних угроз включает крайне высокую уязвимость и зависимость экономики России от внешнеэкономической конъюнктуры; санкционную политику Запада против России; отставание России в области начавшейся смены мирового технологического уклада. Изменения характера ВЭД в этой ситуации требуют высокого качества государственной таможенной и налоговой политики, системного развития импортозаместительных инициатив, оптимизации инновационного имиджа и инновационной среды для привлечения внешних инвестиций.

Источник: https://www.innov.ru/science/economy/aktualnye-voprosy-vneshneekonomiche/

Категория: Мировая экономика | Добавил: Заведующая (29.05.2019)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]